СВЯТЫНЯ СЕВЕРНОЙ РУСИ

СВЯТЫНЯ СЕВЕРНОЙ РУСИ 09.07.2018

Тихвин… Для того, кто ничего не знает об этом городе и его великой судьбе, само звучание этого слова вызывает в воображении представление о чем-то тихом. И действительно, удивительная тишина бывает разлита над церковными куполами и крышами старинных тихвинских домов – как будто время останавливает здесь свой торопливый бег.

Впрочем, История не терпит тишины, и не раз тихвинская земля слышала бранный шум, сотрясалась от разрывов. Выросший вблизи северо-западных рубежей страны, Тихвин неоднократно подвергался нашествию врагов, и всякий раз защитники города проявляли удивительное мужество. Так было начале XVII века, в Смутное время, когда против польско-шведских интервентов вспыхнуло восстание, положившее начало освобождению северо-запада Руси от иноземной оккупации. Спустя триста лет Тихвинская наступательная операция зимой 1941 года стала первым крупным наступлением советских войск в ходе Великой Отечественной войны. Тогда стратегическая инициатива была вырвана из рук противника, советский солдат не позволил немецким и финским войскам соединиться под Ленинградом. Таким образом, как минимум, дважды Тихвин сыграл определяющую роль в достижении победы над иноплеменными полчищами, вторжение которых угрожало самому существованию Российского государства. Однако не только в военной, но и в духовной истории России Тихвин сыграл ключевую роль.

При слове «Тихвин» в нашем воображении, в первую очередь, возникают стены древнего Успенского монастыря, отражающиеся в спокойной воде. В этих стенах, среди мерцающих свечей таинственно плывёт сквозь века потемневший от времени лик Богородицы. Здесь, на древней тихвинской земле много веков назад утвердилась одна из главных святынь русского православия, чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери. Каменный Успенский собор, построенный при царе Василии III на месте деревянного в начале XVI века, на долгие века стал домом для главной святыни Северо-Запада Руси. Именно с того времени икона стала называться Тихвинской, хотя появление образа на тихвинской земле принято относить к более раннему периоду. Согласно преданию, в 1383 году икона, после своего таинственного исчезновения из Влахернского храма в Константинополе (Царьграде) была чудесным образом перенесена на север Руси – сначала на берега Ладожского озера, а потом – на речку Тихвинку. Эта легенда, безусловно, прочно связана с известной духовно-политической доктриной «Москва – Третий Рим», в соответствии с которой уничтоженная османами православная Византийская империя передала Руси духовную и политическую эстафету.

В 1547 году, накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство, Успенский собор посетил сын Василия III, Иоанн Васильевич Грозный. Именно он основал здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Именно заступничеством Богородицы объясняли наши предки победу над шведами, осаждавшими Успенский монастырь в Смутное время. С той поры икона обрела немалое значение как защитница православного мира от врагов. Святая обитель стала местом массового паломничества, привлекая внимание не только простого люда, но и российских венценосцев. Обитель посещали Петр I Великий, Елизавета Петровна, Петр III и Екатерина II, Павел I, Александр I, Александр II. Интересно, что в современной России существует традиция благословения Тихвинской иконой Богоматери высшего должностного лица государства.

Земная судьба этой иконы весьма драматична: по преданию написанный евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы, образ во время Великой Отечественной войны был вывезен во Псков, а оттуда – за границу. В дальнейшем икона не раз меняла местонахождение, пока, наконец, не вернулась из-за океана в 2004 году в родную обитель. Это возвращение ознаменовало возрождение древнего монастыря, долгое время пребывавшего в запустении.

Традицией за последние годы стало проведение в начале июля в Ленинградской области многодневного крестного хода «Путь Богородицы», посвященного явлению чудотворной Тихвинской иконы на Руси в XIV веке. Тогда, согласно преданиям, православные видели лик Богоматери в семи местах, по которым и идут крестоходцы. Они преодолевают пешком более 200 километров, посещая храм преподобного Александра Свирского в поселке Паша, Введено-Оятский монастырь, Никольский скит, храм святителя Василия Великого, Покрово-Тервенический монастырь, скит иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", Покровскую церковь в деревне Горке, Тихвинский Введенский монастырь. В финальную точку – Тихвин – крестный ход прибывает 9 июля.

 

 

Ольга Мильчакова



Возврат к списку